
Основные задачи программы |
· внедрение современных стандартов качества образования;
· предоставление участникам образовательного процесса свободного доступа к компьютерной технике для использования в учебной деятельности электронных и цифровых учебных изданий, а также образовательных Интернет- ресурсов;
· развитие информационно- управленческой системы (ведение школьных бах данных, управленческих бах данных, ведение электронных дневников и журналов);
· создание и поддержка информационных баз данных по ресурсному обеспечению реализации образовательных программ;
· развитие современной МТБ образовательного процесса;
· внедрение информационных технологий в процесс подготовки учителя к уроку;
· технологизация межшкольных и межведомственных коммуникаций на основе электронного документооборота и школьных сайтов как официальных электронных изданий ОО |
Основные направления реализации программы |
· совершенствование информационного пространства школы;
· использование информационных технологий для непрерывного профессионального роста педагогов и оптимизации учебного процесса;
· обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
· создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство ОО;
· повышение уровня обеспечения безопасности обучающихся за счёт применения ИКТ;
· предоставление информации родителям (законным представитлям) о текущей успеваемости обучающихся, ведение электронного журнала |
Механизмы реализации программы |
· выделение финансирования на модернизацию имеющегося и приобретения нового оборудования;
· внедрение в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий;
· организация теоретической и практической подготовки учителей;
· модернизация информационно- образовательного пространства школы, направленная на широкое использование сети Интернет;
· оптимизация и создание условий для подготовки учителя и ученика к уроку через использование информационных ресурсов и технологий |
Ожидаемые результаты реализации программы |
· в результате выполнения Программы школа продолжить функционировать как единая образовательная информационная среда.
Реализация мер, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:
для школы:
- повышение качества образования;
- создание единой информационной системы, объединяющей информационными сетями все элементы образовательного процесса;
- автоматизацию управления и организации образовательного процесса;
- автоматизацию система документооборота и отчётности;
- открытость школьного информационного образовательного пространства, а также повышение своей компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды системы образования; - совершенствование МТБ.
для учителя:
- оптимизацию рабочего времени;
- применение новых образовательных ресурсов, облегчающих проведение уроков, и возможности создания собственных учебных ресурсов;
- повышение ИКТ – компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
- внедрение новых педагогических технологий, основанных на использовании ИКТ.
для ученика:
- повышение мотивации учения;
- расширение ресурсов для обучения;
- возможность более полного самовыражения, повышение ИКТ – компетентности и информационной культуры. |
Основные индикаторы программы |
Показатель |
индикатор |
· Укомплектованность школы компьютерами
· скорость выхода пользователя в Интернет
· количество педагогов, ведущих регулярно электронный журнал
· количество активных участников сетевых проектов
· количество уроков и использованием ИКТ от общего количества
· проведение уроков в компьютерном классе от общего количества
· количество педагогов, использующих ИКТ на уроке
· использование и апробация собственных ЦОР педагогами
· количество педагогов, повысивших свою квалификацию в области ИКТ
· количество педагогов, повысивших свою квалификацию дистанционно
· количество педагогов, участвующих в сетевых сообществах
· количество педагогов, имеющих собственный сайт, портфолио |
· количество учеников на 1 компьютер
· % от общего числа учащихся и педагогов
· % от общего числа учащихся и педагогов
· количество уроков
· количество уроков
· % от общего числа педагогов
· % от общего числа педагогов
· % от общего числа педагогов
· % от общего числа педагогов
· % от общего числа педагогов
· % от общего числа педагогов
|
Срок реализации программы |
2016-2020 г.г.
Программа реализуется в 3 этапа:
- первый этап – 2016 г.
- второй этап – 2017-2018 г.г.
- третий этап – 2019-2020 г.г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа, главными характеристиками которой являются открытость, интегрированность в открытое образовательное пространство и индивидуализация, должна опираться на широкую информатизацию. Поэтому создание новой информационной среды школы понимается нами как комплексный, многоплановый, ресурсоёмкий процесс, в котором участвуют и ученики, и педагоги, и администрация школы. Он предполагает внедрение комплекса программ управления образованием в школе , создание единого образовательного пространства школы, города, района, страны, использование информационных технологий в образовательных дисциплинах, разработку интегрированных уроков, проектную деятельность, активное использование интернета в образовании.
При этом мы исходим из того, что современные информационные технологии пришли не на смену старой, испытанной годами практике обучения и управления школой, а в дополнение и для совершенствования информационно- образовательной среды школы.
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно- образовательная среда. Её создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе. Для создания и развития информационно- образовательной среды необходимо полностью задействовать научно- методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы. В школе должны быть созданы все условия для подготовки конкурентоспособного, социально адаптированного выпускника. Повышение качества образования является необходимым условием инновационного развития образовательного учреждения. Педагоги и обучающиеся смогут широко использовать в ходе обучения электронные образовательные информационные ресурсы.
В школе осуществлён ряд мер, направленных на внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс, в практику деятельности педагогов и обучающихся. В содержании деятельности используется потенциал основных и дополнительных образовательно- воспитательных программ. Кроме того, ряд тем программного материала и внеучебной деятельности проводится проектным методом, ряд – с использованием информационных технологий. В результате школа имеет возможность решать дополнительные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
В условиях существенно меняющегося содержания организационных, управленческих и социально – экономических отношений, эффективность деятельности любой образовательной организации во многом зависит от использования современных методов и принципов управления. Поэтому так необходимы люди, способные организовать образовательную деятельность, умеющие добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других, способные создать эффективную организацию и затем изменять её так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам.
Это побудило школу рассматривать образовательное пространство как систему управления развитием личности. В ОО создаётся такое пространство, в котором отдельно взятый ребёнок мог бы найти свою нишу, успешно реализовать свои умения и способности.
Использование информационно – коммуникативных технологий способен поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности и обеспечить развитие информационной, исследовательский и образовательной компетенций школьника, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению.
Ключевым положением созданной модели ИКТ – компетентности является представление о том, что для успешной педагогической деятельности необходимо обладать двумя существенно различными уровнями – уровнем подготовленности и уровнем реализованности. Первый – это результат профессионального освоения учителем основ владения компьютером и дальнейшего самообразования. Второй уровень целесообразно развивать через сочетание урочной и внеурочной, самостоятельной и воспитательной деятельности.
В методическое обеспечение учебного занятия в МБОУ Первомихайловской СОШ входят разнообразные медиаресурсы (обучающие диски, демонстрационные материалы, электронные тесты). Педагоги активно используют опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников, он-лайн тесты по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, виртуальные экскурсии по музеям России и зарубежья, которые создают цифровую обучающую среду для широкого спектра учебных дисциплин, информационного обеспечения традиционных внеклассных мероприятий, конкурсов, олимпиад.
Создание условий для успешной адаптации и социализации личности ребёнка происходит через эффективную реализацию не только основных, но и дополнительных образовательных программ.
В течение нескольких лет 100% учителей прошли курсы повышения квалификации на базе МКУ ИМЦ Татарского района, ГАУ ДПО НСО НИПК и ПРО. Полученные знания и навыки педагоги реализуют в создании авторских электронных разработок к урокам.
За последние годы в школе появилось больше возможностей в построении воспитательного процесса через дополнение слова учителя новейшими техническими средствами, без которых современное инновационное образование уже немыслимо.
Ежегодно растущий документооборот, систематизация имеющейся информации, удобный доступ к нормативной базе, выход в единое образовательное пространство – всё эти факторы стали предпосылками к становлению сегодняшней информационно- воспитательной среды в МБОУ Первомихайловской СОШ.
Возможности компьютера помогают сделать работу ребёнка по-настоящему творческой. В свете новых образовательных стандартов всё чаще идёт речь о создании комфортных условий для ребёнка в ОО. Системное внедрение в работу новых информационных технологий открывает возможность качественного усовершенствования образовательного процесса и позволяет вплотную подойти к разработке информационно- образовательной и воспитательной среды, обладающей высокой степенью эффективности обучения и воспитания.
Приоритетные направления деятельности по реализации программы участников образовательных отношений
Устойчивые группы, которые образуют участники программы |
Администрация школы |
педагоги |
учащиеся |
Родители (законные представители) |
1. Приоритетные направления деятельности администрации школы:
1.1. Создание условий для повышения ИКТ – компетентности сотрудников ОО.
1.2. Ведение электронного документооборота.
1.3. Проведение семинаров- практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
1.4. Компьютеризация библиотеки и учебных кабинетов.
1.5. Деятельность по бесперебойному функционированию школьного сайта в соответствии с требованиями законодательства в этой сфере.
1.6. Оснащение средствами ИКТ и современными ТСО предметных кабинетов школы.
1.7. Расширение единой локальной сети.
2. Приоритетные направления деятельности педагогов:
2.1. Осознание учителем Интернет – технологии как части своей общей информационной культуры.
2.2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности.
2.3. Дистанционное образование, повышение квалификации.
2.4. Внедрение информационных технологий и ресурсов информационных сетей в отдельные этапы традиционного урока.
2.5. Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, систем дистанционного обучения.
2.6. Проведение уроков на основе готовых программных продуктов и разработка собственных.
2.7. Реализация программ дополнительного образования школьников с освоением и применением ИКТ.
2.8. Внедрение проектной и исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ.
2.9. Создание сайтов учителей, электронного портфолио.
2.10. Участие педагогов в профессиональных конкурсах, в том числе и профессиональных интернет –проектах.
3. Приоритетные направления деятельности обучающихся:
3.1. Осознание учеником интернет – технологии как части своей общей информационной культуры.
3.2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
3.3. Использование Интернет – технологии в системе дополнительного образования.
3.4. Использование компьютерных технологий для подготовки к урокам.
3.5. Прохождение тренировочного тестирования по программам ГИА в 9 и 11 классах.
4. Приоритетные направления деятельности родителей (законных представителей):
Получение информации в электронном виде посредством образовательного портала Дневник.ру и сайта школы:
· расписания учебных, элективных, внеурочных занятий;
· проводимых внеклассных и общешкольных мероприятиях и их результатах;
· мероприятиях, проводимых в классах и школе в период каникул;
· проводимых мероприятиях в рамках сдачи ГИА выпускников школы;
· предстоящих мероприятиях, другую информацию в соответствии с требованиями приказа федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29.05.2014 г. № 785 г. Москвы «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нём информации».
Основные приоритеты в деятельности образовательного учреждения – это повышение доступности образования, качества образования и эффективности и прозрачности управления. На нынешнем этапе мы стремимся создавать условия для наиболее широкого использования ИКТ в исследовательской, проектной и внеклассной деятельности, так как именно такой вид деятельности, создавая творческую атмосферу, способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к развитию личных мотивов для дальнейшего осваивания компьютерных технологий, тем самым формируя информационную культуру школьников.
На заключительном этапе реализации данной программы предусматривается:
- учителя и учащиеся смогут широко использовать в ходе обучения электронные образовательные информационные ресурсы (электронные учебники, виртуальные модели, электронные тесты и т.п.), а также телекоммуникационные технологии;
- рост доли учебного времени, основанного на ИКТ, во времени общего учебного курса до 50% в 2020 году;
- повышение качества школьного образования;
- создание условий для комплексной информатизации среды образования обеспечит эффективное использование в ходе обучения информационных образовательных ресурсов;
- информационно- коммуникационные технологии откроют широкие перспективы для дополнительного образования и профессиональной переподготовки.
Анализ уровня информатизации МБОУ Первомихайловской СОШ к началу разработки программы
Техническое обеспечение:
· общее количество компьютеров в школе – 8 (3 ноутбука, 3 компьютера в СОШ, 2 – в филиале).
· количество компьютеров, используемых в управлении образовательным процессом – 1.
· количество компьютеров, используемых в учебном процессе – 7.
· мульмедиапроектор – 1.
· принтеры -4
· сканер – 1
· цифровой фотоаппарат – 1 выход в интернет имеют -5 компьютеров.
· наличие локальной сети – имеется.
Доступ в Интернет
· вид подключения – ОАО «Ростелеком»
Наличие программного обеспечения
· операционные системы, офисные программы, прикладные программы;
· обучающие компьютерные программы, электронные версии учебных пособий, электронные энциклопедии и т.п.
Кадровое обеспечение
· прошли курсы ПК по использованию средств ИКТ (от общего числа учителей ) – 100%.
Уровень информатизации учебного процесса
Процентное соотношение учителей – предметников, использующих ИКТ в учебном процессе:
· используют систематически – 20%
· используют эпизодически – 80%.
Педагогические работники школы ведут электронный дневник в образовательной социальной сети Дневник. ру. Школьный сайт функционирует в полном объёме. В 2015 году произведена реструктуризация школьного сайта в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29.05.2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём информации».
Этапы реализации программы
этап |
сроки |
мероприятия |
1 |
2016 |
Дальнейшее оснащение ОО средствами ИКТ.
Оценка ИКТ – компетентности обучающихся ОО.
Оценка ИКТ – компетентности педагогов ОО.
Повышение уровня образовательной подготовки обучающихся в области использования современных информационных технологий.
Деятельность по информатизации процесса управления школой.
Подведение промежуточных итогов работы, постановка новых задач.
Развитие и совершенствование МТБ,
Организация информационного взаимодействия с другими ОО по обмену опытом.
Создание авторских электронных приложений к урокам. |
2 |
2017-2018 |
Развитие информационно – управленческой структуры.
Организация доступа к сети Интернет для учителей в предметных кабинетов.
Использование возможностей ИКТ в работе с базами данных.
Подведение промежуточных итогов работы, постановка новых задач.
Организация дистанционного обучения. |
3 |
2019-2020 |
Совершенствование накопленных компьютерных программных продуктов по различным предметам.
Совершенствование профессиональной компетентности учителей.
Завершение создания единого информационного пространства школы с доступом в единую базу данных, к сети Интернет из всех учебных и административных помещений школы. |
Мероприятия по реализации программы информатизации
№ |
мероприятия |
Сроки |
ответственные |
1. Организационное обеспечение процесса информатизации |
1.1 |
Разработка программы информатизации МБОУ Первомихайловской СОШ |
Январь – март 2016 |
директор |
1.2 |
Разработка необходимых документов по вопросам информатизации |
В течение учебного года |
зам. директора по УВР |
1.3 |
Проведение педсоветов, посвящённых процессу информатизации в ОО |
1 раз в год |
директор, зам. директора по УВР |
2. Техническое обеспечение процесса информатизации |
2.1 |
Проведение материально – технической экспертизы, паспортизации и инвентаризации имеющегося компьютерного оборудования |
постоянно |
завхоз |
2.2 |
Обеспечение устойчивого выхода в Интернет |
постоянно |
учитель информатики |
2.3 |
Установка программ фильтрации и мониторинга с целью предотвращения нецелевого использования ресурсов сети |
постоянно |
директор, учитель информатики |
2.4 |
Анализ необходимости и установка компьютерного оборудования в учебных кабинетах |
постоянно |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
2.5 |
Проведение антивирусных мероприятий, своевременное обновление антивирусных баз |
в течение учебного года |
Учитель информатики |
2.6 |
Обеспечение работоспособности компьютеров школы (аппаратное и программное обеспечение, заправка картриджей для принтеров) |
в течение учебного года |
завхоз |
2.7 |
Анализ необходимости и приобретение дополнительного компьютерного оборудования |
в течение учебного года |
директор |
3. Программное обеспечение процесса информатизации |
3.1 |
Поиск и приобретение учебно- методического программного обеспечения для поддержки школьного курса по различным предметам |
в течение учебного года |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
3.2 |
Организация поиска необходимых учебно- методических ресурсов, интеграция с другими средствами медиаобразования, библиотечными фондами и средствами мировой массовой информации |
в течение учебного года |
зам. директора по УВР, учителя- предметники |
3.3 |
Создание электронного каталога информационных ресурсов ОО, в том числе школьной медиатеки, обеспечение оперативного доступа к ним |
2016-2020 уч. г.г. |
зам. директора по УВР |
4. Развитие информационной культуры обучающихся |
4.1 |
Разработка необходимого методического обеспечения курса информатики и ИКТ |
ежегодно, сентябрь |
учитель информатики |
4.2 |
Организация индивидуальных занятий по информатике с одарёнными детьми |
каждый учебный год |
учитель информатики |
4.3 |
Участие обучающихся в различных олимпиадах, конференциях, конкурсах, в том числе с использованием Интернета |
каждый учебный год |
учитель информатики |
4.4 |
Проведение Недели безопасного Рунета. |
каждый учебный год |
учитель информатики |
4.5 |
Выполнение проектов с использованием ИКТ учащимися по предметам |
каждый учебный год |
учителя- предметники |
4.6 |
Использование обучающимися информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования, увеличение количества заданий по различным предметам, связанных с поиском дополнительного материала |
каждый учебный год |
учителя- предметники |
4.7 |
Создание актива ИКТ- грамотных учащихся |
каждый учебный год |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
5. Повышение информационной культуры педагогов школы |
5.1 |
Прохождение администрацией ОО курсов повышения квалификации в сфере ИКТ компетенций |
по мере необходимости |
директор |
5.2 |
Прохождение педагогами ОО курсов повышения квалификации в сфере ИКТ компетенций |
по мере необходимости |
зам. директора по УВР |
5.3 |
Ознакомление учителей – предметников с медиатекой школы, в том числе с вновь поступившими цифровыми образовательными ресурсами |
по мере необходимости |
зам. директора по УВР, библиотекарь |
5.4 |
Оказание консультационной, технической и методической помощи педагогам –предметникам, использующим ИКТ в учебном процессе |
постоянно |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
5.5 |
Проведение с учителями –предметниками консультаций по проблемам проведения анализа учебно- воспитательной деятельности с использованием компьютерных технологий |
по мере необходимости |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
6. Использование в учебном процессе информационно- коммуникативных технологий |
6.1 |
Использование информационных ресурсов и технологий для подготовки учителей к урокам |
в течение учебного года |
учителя- предметники |
6.2 |
Проведение учителями –предметниками учебных занятий с использованием ЦОР |
в течение учебного года |
учителя- предметники |
6.3 |
Применение компьютерных средств оценки уровня знаний обучаемых, тестирующих и диагностирующих программ |
в течение учебного года |
учителя- предметники |
6.4 |
Реализация проблемного обучения через метод проектов с применением компьютерных технологий |
в течение учебного года |
учителя- предметники |
6.5 |
Оказание методической помощи учителям, разрабатывающим материалы для проведения уроков с компьютерной поддержкой |
в течение учебного года |
Учитель информатики |
6.6 |
Проведение открытых учебных занятий с применением ЦОР для учителей школы |
ежегодно |
учителя- предметники |
6.7 |
Использование мультимедийной техники и ИКТ во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях |
в течение учебного года |
зам. директора по УВР, классные руководители |
7. Создание единого информационного пространства школы |
7.1 |
Поддержка и сопровождение школьного сайта |
постоянно |
зам. директора по УВР, ответственный за сопровождение школьного сайта |
7.2 |
Установление контактов с другими ОО с целью изучения и обмена опытом |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
8. Мониторинг системы обучения и воспитания |
8.1 |
Проведение анализа успеваемости, составление общешкольного рейтинга успеваемости |
каждую четверть |
зам. директора по УВР |
8.2 |
Мониторинг качества образования |
каждую четверть |
зам. директора по УВР |
8.3 |
Создание базы данных о выпускниках школы |
каждый год |
зам. директора по УВР |
8.4 |
Мониторинг состояния здоровья учащихся |
каждый год |
зам. директора по УВР |
8.5 |
Заполнение базы данных учащихся с ОВЗ |
ежегодно |
зам. директора по УВР |
|
|
|
|
|
Прогнозируемые результаты реализации программы
Эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям:
критерии |
показатели |
Создание единого информационного пространства |
Повышение эффективности образовательного процесса. Автоматизация организационно- распорядительной деятельности МБОУ Первомихайловской СОШ |
Повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя (повышение ИКТ компетентности педагогов) |
Создание условий для творческого роста всех участников образовательных отношений путём использования информационных технологий.
Повышение качества школьного образования.
Повышение ИКТ- компетентности учителей.
Распространение и обобщение опыта учителей путём их участия в научно- методических и научно- практических семинарах и конференциях, публикации (в том числе в интернет - формах), создания собственных сайтов.
Создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы путём использования единого информационного пространства ОО.
Эффективность использования сайта МБОУ Первомихайловской СОШ. |
Повышение информационной культуры и ИКТ компетентности учащихся |
Использование компьютерных технологий в самостоятельной работе.
Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Экспертная оценка достижений учащихся через мониторинг. |
Основные задачи программы |
· внедрение современных стандартов качества образования;
· предоставление участникам образовательного процесса свободного доступа к компьютерной технике для использования в учебной деятельности электронных и цифровых учебных изданий, а также образовательных Интернет- ресурсов;
· развитие информационно- управленческой системы (ведение школьных бах данных, управленческих бах данных, ведение электронных дневников и журналов);
· создание и поддержка информационных баз данных по ресурсному обеспечению реализации образовательных программ;
· развитие современной МТБ образовательного процесса;
· внедрение информационных технологий в процесс подготовки учителя к уроку;
· технологизация межшкольных и межведомственных коммуникаций на основе электронного документооборота и школьных сайтов как официальных электронных изданий ОО |
Основные направления реализации программы |
· совершенствование информационного пространства школы;
· использование информационных технологий для непрерывного профессионального роста педагогов и оптимизации учебного процесса;
· обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
· создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство ОО;
· повышение уровня обеспечения безопасности обучающихся за счёт применения ИКТ;
· предоставление информации родителям (законным представитлям) о текущей успеваемости обучающихся, ведение электронного журнала |
Механизмы реализации программы |
· выделение финансирования на модернизацию имеющегося и приобретения нового оборудования;
· внедрение в образовательный процесс новых сетевых информационных технологий;
· организация теоретической и практической подготовки учителей;
· модернизация информационно- образовательного пространства школы, направленная на широкое использование сети Интернет;
· оптимизация и создание условий для подготовки учителя и ученика к уроку через использование информационных ресурсов и технологий |
Ожидаемые результаты реализации программы |
· в результате выполнения Программы школа продолжить функционировать как единая образовательная информационная среда.
Реализация мер, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:
для школы:
- повышение качества образования;
- создание единой информационной системы, объединяющей информационными сетями все элементы образовательного процесса;
- автоматизацию управления и организации образовательного процесса;
- автоматизацию система документооборота и отчётности;
- открытость школьного информационного образовательного пространства, а также повышение своей компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды системы образования; - совершенствование МТБ.
для учителя:
- оптимизацию рабочего времени;
- применение новых образовательных ресурсов, облегчающих проведение уроков, и возможности создания собственных учебных ресурсов;
- повышение ИКТ – компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;
- внедрение новых педагогических технологий, основанных на использовании ИКТ.
для ученика:
- повышение мотивации учения;
- расширение ресурсов для обучения;
- возможность более полного самовыражения, повышение ИКТ – компетентности и информационной культуры. |
Основные индикаторы программы |
Показатель |
индикатор |
· Укомплектованность школы компьютерами
· скорость выхода пользователя в Интернет
· количество педагогов, ведущих регулярно электронный журнал
· количество активных участников сетевых проектов
· количество уроков и использованием ИКТ от общего количества
· проведение уроков в компьютерном классе от общего количества
· количество педагогов, использующих ИКТ на уроке
· использование и апробация собственных ЦОР педагогами
· количество педагогов, повысивших свою квалификацию в области ИКТ
· количество педагогов, повысивших свою квалификацию дистанционно
· количество педагогов, участвующих в сетевых сообществах
· количество педагогов, имеющих собственный сайт, портфолио |
· количество учеников на 1 компьютер
· % от общего числа учащихся и педагогов
· % от общего числа учащихся и педагогов
· количество уроков
· количество уроков
· % от общего числа педагогов
· % от общего числа педагогов
· % от общего числа педагогов
· % от общего числа педагогов
· % от общего числа педагогов
· % от общего числа педагогов
|
Срок реализации программы |
2016-2020 г.г.
Программа реализуется в 3 этапа:
- первый этап – 2016 г.
- второй этап – 2017-2018 г.г.
- третий этап – 2019-2020 г.г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа, главными характеристиками которой являются открытость, интегрированность в открытое образовательное пространство и индивидуализация, должна опираться на широкую информатизацию. Поэтому создание новой информационной среды школы понимается нами как комплексный, многоплановый, ресурсоёмкий процесс, в котором участвуют и ученики, и педагоги, и администрация школы. Он предполагает внедрение комплекса программ управления образованием в школе , создание единого образовательного пространства школы, города, района, страны, использование информационных технологий в образовательных дисциплинах, разработку интегрированных уроков, проектную деятельность, активное использование интернета в образовании.
При этом мы исходим из того, что современные информационные технологии пришли не на смену старой, испытанной годами практике обучения и управления школой, а в дополнение и для совершенствования информационно- образовательной среды школы.
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно- образовательная среда. Её создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе. Для создания и развития информационно- образовательной среды необходимо полностью задействовать научно- методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы. В школе должны быть созданы все условия для подготовки конкурентоспособного, социально адаптированного выпускника. Повышение качества образования является необходимым условием инновационного развития образовательного учреждения. Педагоги и обучающиеся смогут широко использовать в ходе обучения электронные образовательные информационные ресурсы.
В школе осуществлён ряд мер, направленных на внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс, в практику деятельности педагогов и обучающихся. В содержании деятельности используется потенциал основных и дополнительных образовательно- воспитательных программ. Кроме того, ряд тем программного материала и внеучебной деятельности проводится проектным методом, ряд – с использованием информационных технологий. В результате школа имеет возможность решать дополнительные образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
В условиях существенно меняющегося содержания организационных, управленческих и социально – экономических отношений, эффективность деятельности любой образовательной организации во многом зависит от использования современных методов и принципов управления. Поэтому так необходимы люди, способные организовать образовательную деятельность, умеющие добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других, способные создать эффективную организацию и затем изменять её так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам.
Это побудило школу рассматривать образовательное пространство как систему управления развитием личности. В ОО создаётся такое пространство, в котором отдельно взятый ребёнок мог бы найти свою нишу, успешно реализовать свои умения и способности.
Использование информационно – коммуникативных технологий способен поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности и обеспечить развитие информационной, исследовательский и образовательной компетенций школьника, его потребностей и способностей к саморазвитию, самоопределению.
Ключевым положением созданной модели ИКТ – компетентности является представление о том, что для успешной педагогической деятельности необходимо обладать двумя существенно различными уровнями – уровнем подготовленности и уровнем реализованности. Первый – это результат профессионального освоения учителем основ владения компьютером и дальнейшего самообразования. Второй уровень целесообразно развивать через сочетание урочной и внеурочной, самостоятельной и воспитательной деятельности.
В методическое обеспечение учебного занятия в МБОУ Первомихайловской СОШ входят разнообразные медиаресурсы (обучающие диски, демонстрационные материалы, электронные тесты). Педагоги активно используют опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников, он-лайн тесты по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, виртуальные экскурсии по музеям России и зарубежья, которые создают цифровую обучающую среду для широкого спектра учебных дисциплин, информационного обеспечения традиционных внеклассных мероприятий, конкурсов, олимпиад.
Создание условий для успешной адаптации и социализации личности ребёнка происходит через эффективную реализацию не только основных, но и дополнительных образовательных программ.
В течение нескольких лет 100% учителей прошли курсы повышения квалификации на базе МКУ ИМЦ Татарского района, ГАУ ДПО НСО НИПК и ПРО. Полученные знания и навыки педагоги реализуют в создании авторских электронных разработок к урокам.
За последние годы в школе появилось больше возможностей в построении воспитательного процесса через дополнение слова учителя новейшими техническими средствами, без которых современное инновационное образование уже немыслимо.
Ежегодно растущий документооборот, систематизация имеющейся информации, удобный доступ к нормативной базе, выход в единое образовательное пространство – всё эти факторы стали предпосылками к становлению сегодняшней информационно- воспитательной среды в МБОУ Первомихайловской СОШ.
Возможности компьютера помогают сделать работу ребёнка по-настоящему творческой. В свете новых образовательных стандартов всё чаще идёт речь о создании комфортных условий для ребёнка в ОО. Системное внедрение в работу новых информационных технологий открывает возможность качественного усовершенствования образовательного процесса и позволяет вплотную подойти к разработке информационно- образовательной и воспитательной среды, обладающей высокой степенью эффективности обучения и воспитания.
Приоритетные направления деятельности по реализации программы участников образовательных отношений
Устойчивые группы, которые образуют участники программы |
Администрация школы |
педагоги |
учащиеся |
Родители (законные представители) |
1. Приоритетные направления деятельности администрации школы:
1.1. Создание условий для повышения ИКТ – компетентности сотрудников ОО.
1.2. Ведение электронного документооборота.
1.3. Проведение семинаров- практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
1.4. Компьютеризация библиотеки и учебных кабинетов.
1.5. Деятельность по бесперебойному функционированию школьного сайта в соответствии с требованиями законодательства в этой сфере.
1.6. Оснащение средствами ИКТ и современными ТСО предметных кабинетов школы.
1.7. Расширение единой локальной сети.
2. Приоритетные направления деятельности педагогов:
2.1. Осознание учителем Интернет – технологии как части своей общей информационной культуры.
2.2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности.
2.3. Дистанционное образование, повышение квалификации.
2.4. Внедрение информационных технологий и ресурсов информационных сетей в отдельные этапы традиционного урока.
2.5. Внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, систем дистанционного обучения.
2.6. Проведение уроков на основе готовых программных продуктов и разработка собственных.
2.7. Реализация программ дополнительного образования школьников с освоением и применением ИКТ.
2.8. Внедрение проектной и исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ.
2.9. Создание сайтов учителей, электронного портфолио.
2.10. Участие педагогов в профессиональных конкурсах, в том числе и профессиональных интернет –проектах.
3. Приоритетные направления деятельности обучающихся:
3.1. Осознание учеником интернет – технологии как части своей общей информационной культуры.
3.2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
3.3. Использование Интернет – технологии в системе дополнительного образования.
3.4. Использование компьютерных технологий для подготовки к урокам.
3.5. Прохождение тренировочного тестирования по программам ГИА в 9 и 11 классах.
4. Приоритетные направления деятельности родителей (законных представителей):
Получение информации в электронном виде посредством образовательного портала Дневник.ру и сайта школы:
· расписания учебных, элективных, внеурочных занятий;
· проводимых внеклассных и общешкольных мероприятиях и их результатах;
· мероприятиях, проводимых в классах и школе в период каникул;
· проводимых мероприятиях в рамках сдачи ГИА выпускников школы;
· предстоящих мероприятиях, другую информацию в соответствии с требованиями приказа федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29.05.2014 г. № 785 г. Москвы «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нём информации».
Основные приоритеты в деятельности образовательного учреждения – это повышение доступности образования, качества образования и эффективности и прозрачности управления. На нынешнем этапе мы стремимся создавать условия для наиболее широкого использования ИКТ в исследовательской, проектной и внеклассной деятельности, так как именно такой вид деятельности, создавая творческую атмосферу, способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к развитию личных мотивов для дальнейшего осваивания компьютерных технологий, тем самым формируя информационную культуру школьников.
На заключительном этапе реализации данной программы предусматривается:
- учителя и учащиеся смогут широко использовать в ходе обучения электронные образовательные информационные ресурсы (электронные учебники, виртуальные модели, электронные тесты и т.п.), а также телекоммуникационные технологии;
- рост доли учебного времени, основанного на ИКТ, во времени общего учебного курса до 50% в 2020 году;
- повышение качества школьного образования;
- создание условий для комплексной информатизации среды образования обеспечит эффективное использование в ходе обучения информационных образовательных ресурсов;
- информационно- коммуникационные технологии откроют широкие перспективы для дополнительного образования и профессиональной переподготовки.
Анализ уровня информатизации МБОУ Первомихайловской СОШ к началу разработки программы
Техническое обеспечение:
· общее количество компьютеров в школе – 8 (3 ноутбука, 3 компьютера в СОШ, 2 – в филиале).
· количество компьютеров, используемых в управлении образовательным процессом – 1.
· количество компьютеров, используемых в учебном процессе – 7.
· мульмедиапроектор – 1.
· принтеры -4
· сканер – 1
· цифровой фотоаппарат – 1 выход в интернет имеют -5 компьютеров.
· наличие локальной сети – имеется.
Доступ в Интернет
· вид подключения – ОАО «Ростелеком»
Наличие программного обеспечения
· операционные системы, офисные программы, прикладные программы;
· обучающие компьютерные программы, электронные версии учебных пособий, электронные энциклопедии и т.п.
Кадровое обеспечение
· прошли курсы ПК по использованию средств ИКТ (от общего числа учителей ) – 100%.
Уровень информатизации учебного процесса
Процентное соотношение учителей – предметников, использующих ИКТ в учебном процессе:
· используют систематически – 20%
· используют эпизодически – 80%.
Педагогические работники школы ведут электронный дневник в образовательной социальной сети Дневник. ру. Школьный сайт функционирует в полном объёме. В 2015 году произведена реструктуризация школьного сайта в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29.05.2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нём информации».
Этапы реализации программы
этап |
сроки |
мероприятия |
1 |
2016 |
Дальнейшее оснащение ОО средствами ИКТ.
Оценка ИКТ – компетентности обучающихся ОО.
Оценка ИКТ – компетентности педагогов ОО.
Повышение уровня образовательной подготовки обучающихся в области использования современных информационных технологий.
Деятельность по информатизации процесса управления школой.
Подведение промежуточных итогов работы, постановка новых задач.
Развитие и совершенствование МТБ,
Организация информационного взаимодействия с другими ОО по обмену опытом.
Создание авторских электронных приложений к урокам. |
2 |
2017-2018 |
Развитие информационно – управленческой структуры.
Организация доступа к сети Интернет для учителей в предметных кабинетов.
Использование возможностей ИКТ в работе с базами данных.
Подведение промежуточных итогов работы, постановка новых задач.
Организация дистанционного обучения. |
3 |
2019-2020 |
Совершенствование накопленных компьютерных программных продуктов по различным предметам.
Совершенствование профессиональной компетентности учителей.
Завершение создания единого информационного пространства школы с доступом в единую базу данных, к сети Интернет из всех учебных и административных помещений школы. |
Мероприятия по реализации программы информатизации
№ |
мероприятия |
Сроки |
ответственные |
1. Организационное обеспечение процесса информатизации |
1.1 |
Разработка программы информатизации МБОУ Первомихайловской СОШ |
Январь – март 2016 |
директор |
1.2 |
Разработка необходимых документов по вопросам информатизации |
В течение учебного года |
зам. директора по УВР |
1.3 |
Проведение педсоветов, посвящённых процессу информатизации в ОО |
1 раз в год |
директор, зам. директора по УВР |
2. Техническое обеспечение процесса информатизации |
2.1 |
Проведение материально – технической экспертизы, паспортизации и инвентаризации имеющегося компьютерного оборудования |
постоянно |
завхоз |
2.2 |
Обеспечение устойчивого выхода в Интернет |
постоянно |
учитель информатики |
2.3 |
Установка программ фильтрации и мониторинга с целью предотвращения нецелевого использования ресурсов сети |
постоянно |
директор, учитель информатики |
2.4 |
Анализ необходимости и установка компьютерного оборудования в учебных кабинетах |
постоянно |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
2.5 |
Проведение антивирусных мероприятий, своевременное обновление антивирусных баз |
в течение учебного года |
Учитель информатики |
2.6 |
Обеспечение работоспособности компьютеров школы (аппаратное и программное обеспечение, заправка картриджей для принтеров) |
в течение учебного года |
завхоз |
2.7 |
Анализ необходимости и приобретение дополнительного компьютерного оборудования |
в течение учебного года |
директор |
3. Программное обеспечение процесса информатизации |
3.1 |
Поиск и приобретение учебно- методического программного обеспечения для поддержки школьного курса по различным предметам |
в течение учебного года |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
3.2 |
Организация поиска необходимых учебно- методических ресурсов, интеграция с другими средствами медиаобразования, библиотечными фондами и средствами мировой массовой информации |
в течение учебного года |
зам. директора по УВР, учителя- предметники |
3.3 |
Создание электронного каталога информационных ресурсов ОО, в том числе школьной медиатеки, обеспечение оперативного доступа к ним |
2016-2020 уч. г.г. |
зам. директора по УВР |
4. Развитие информационной культуры обучающихся |
4.1 |
Разработка необходимого методического обеспечения курса информатики и ИКТ |
ежегодно, сентябрь |
учитель информатики |
4.2 |
Организация индивидуальных занятий по информатике с одарёнными детьми |
каждый учебный год |
учитель информатики |
4.3 |
Участие обучающихся в различных олимпиадах, конференциях, конкурсах, в том числе с использованием Интернета |
каждый учебный год |
учитель информатики |
4.4 |
Проведение Недели безопасного Рунета. |
каждый учебный год |
учитель информатики |
4.5 |
Выполнение проектов с использованием ИКТ учащимися по предметам |
каждый учебный год |
учителя- предметники |
4.6 |
Использование обучающимися информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования, увеличение количества заданий по различным предметам, связанных с поиском дополнительного материала |
каждый учебный год |
учителя- предметники |
4.7 |
Создание актива ИКТ- грамотных учащихся |
каждый учебный год |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
5. Повышение информационной культуры педагогов школы |
5.1 |
Прохождение администрацией ОО курсов повышения квалификации в сфере ИКТ компетенций |
по мере необходимости |
директор |
5.2 |
Прохождение педагогами ОО курсов повышения квалификации в сфере ИКТ компетенций |
по мере необходимости |
зам. директора по УВР |
5.3 |
Ознакомление учителей – предметников с медиатекой школы, в том числе с вновь поступившими цифровыми образовательными ресурсами |
по мере необходимости |
зам. директора по УВР, библиотекарь |
5.4 |
Оказание консультационной, технической и методической помощи педагогам –предметникам, использующим ИКТ в учебном процессе |
постоянно |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
5.5 |
Проведение с учителями –предметниками консультаций по проблемам проведения анализа учебно- воспитательной деятельности с использованием компьютерных технологий |
по мере необходимости |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
6. Использование в учебном процессе информационно- коммуникативных технологий |
6.1 |
Использование информационных ресурсов и технологий для подготовки учителей к урокам |
в течение учебного года |
учителя- предметники |
6.2 |
Проведение учителями –предметниками учебных занятий с использованием ЦОР |
в течение учебного года |
учителя- предметники |
6.3 |
Применение компьютерных средств оценки уровня знаний обучаемых, тестирующих и диагностирующих программ |
в течение учебного года |
учителя- предметники |
6.4 |
Реализация проблемного обучения через метод проектов с применением компьютерных технологий |
в течение учебного года |
учителя- предметники |
6.5 |
Оказание методической помощи учителям, разрабатывающим материалы для проведения уроков с компьютерной поддержкой |
в течение учебного года |
Учитель информатики |
6.6 |
Проведение открытых учебных занятий с применением ЦОР для учителей школы |
ежегодно |
учителя- предметники |
6.7 |
Использование мультимедийной техники и ИКТ во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях |
в течение учебного года |
зам. директора по УВР, классные руководители |
7. Создание единого информационного пространства школы |
7.1 |
Поддержка и сопровождение школьного сайта |
постоянно |
зам. директора по УВР, ответственный за сопровождение школьного сайта |
7.2 |
Установление контактов с другими ОО с целью изучения и обмена опытом |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
зам. директора по УВР, учитель информатики |
8. Мониторинг системы обучения и воспитания |
8.1 |
Проведение анализа успеваемости, составление общешкольного рейтинга успеваемости |
каждую четверть |
зам. директора по УВР |
8.2 |
Мониторинг качества образования |
каждую четверть |
зам. директора по УВР |
8.3 |
Создание базы данных о выпускниках школы |
каждый год |
зам. директора по УВР |
8.4 |
Мониторинг состояния здоровья учащихся |
каждый год |
зам. директора по УВР |
8.5 |
Заполнение базы данных учащихся с ОВЗ |
ежегодно |
зам. директора по УВР |
|
|
|
|
|
Прогнозируемые результаты реализации программы
Эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям:
критерии |
показатели |
Создание единого информационного пространства |
Повышение эффективности образовательного процесса. Автоматизация организационно- распорядительной деятельности МБОУ Первомихайловской СОШ |
Повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя (повышение ИКТ компетентности педагогов) |
Создание условий для творческого роста всех участников образовательных отношений путём использования информационных технологий.
Повышение качества школьного образования.
Повышение ИКТ- компетентности учителей.
Распространение и обобщение опыта учителей путём их участия в научно- методических и научно- практических семинарах и конференциях, публикации (в том числе в интернет - формах), создания собственных сайтов.
Создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы путём использования единого информационного пространства ОО.
Эффективность использования сайта МБОУ Первомихайловской СОШ. |
Повышение информационной культуры и ИКТ компетентности учащихся |
Использование компьютерных технологий в самостоятельной работе.
Участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Экспертная оценка достижений учащихся через мониторинг. |