Система антикоррупционного образования
в МБОУ Первомихайловской СОШ
2019-2020 уч.г.
Коррупция одно из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности.
Просвещение и воспитательная работа МБОУ Первомихайловской СОШ по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Цель антикоррупционного образования
Формирование ценностных установок и развитие способностей, необходимых для утверждения у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
Задачи антикоррупционного образования
1. Дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни обществ, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
2. Сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально- этическими нормами;
3. Стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
4. Формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
5. Воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
6. Способствовать реализации различных возможностей;
7. Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
8. Укрепление и развитие существующего гражданского общества, путем воспитания грамотных с правовой точки зрения граждан, воспринимающих коррупционные проявления как нарушение своих гражданских прав и готовых эти права эффективно защищать.
Компоненты антикоррупционного образования
1. Преподавание курса «Окружающий мир» 1-4 класс, «Обществознание» в 6-11 классах и истории в 5-11 классах, а также тематических уроков в курсе различных предметов. Использование Законодательства РФ и регионального законодательства по вопросам коррупции, материалов СМИ.
2. Внесение дополнений в учебно-тематические планы преподаваемых дисциплин и в выбор специальных курсов по вопросам напрямую связанным с коррупцией.
3. Организация родительских собраний по данной тематике, оформление стендов в родительских уголках с законодательными и иными материалами по вопросам антикоррупционной политики.
4. Рассмотрение вопросов по предупреждению коррупции на совещаниях педагогического коллектива.
5. Повышение квалификации педагогов по данной проблематике.
6. Освещение работы по антикоррупционному образованию на сайте школы.
7. Вовлечение в общественно значимую деятельность в рамках различных видов практики (участие в конкурсах антикоррупционной направленности).
8. Проведение классных часов на темы: «Понятие коррупции», «Причины коррупционных правонарушений», «Пути предотвращения коррупции».
1 класс «Что такое хорошо, и что такое плохо?»
«Что значит любить маму (папу)?», «Неженки и сорванцы», «А если с тобой поступят так же?»
2 класс «Добро – для одного, а для других?», «Кого мы называем добрым?»,
«Подарки и другие способы благодарности», «Деньги: свои и чужие»
3 класс «Это честно», «Можно и нельзя», «Мои друзья – мое богатство»
4 класс «Что такое справедливость?», «Упорство и упрямство», «Мы все разные, но у нас равные права»
5-7 классы «Быть честным», «По законам справедливости», «Что такое взятка»,
«На страже порядка», «Откуда берутся запреты», «Что такое равноправие», «Быть представителем власти», «Властные полномочия», «Когда все в твоих руках», «Что такое подкуп».
8-9 классы «Что такое коррупция», «Коррупция как противоправное действие», «Как решить проблему коррупции», «Откуда берется коррупция», «Закон и необходимость его соблюдения», «Как разрешать противоречия между желанием и требованием», «Государство и человек: конфликт интересов», «Требования к человеку, обреченному властью». «Зачем нужна дисциплина», «Преимущество соблюдения законов»
9-11 классы
Социальные практикумы - анализ типичных социальных ситуаций коррупционного поведения в поисках грани, разделяющей преступление от взаимопомощи и сделки.
Форма: групповая работа, ролевая игра, обсуждение
Темы для обсуждения и осмысления:
• Поступление в вуз
• Сдача экзамена.
• Несоблюдение правил дорожного движения.
• Получение пособия.
• Получение справки.
• Разрешение конфликта.
• Организация предпринимательской деятельности.
9. Внедрение на уроках и во внеурочной деятельности активных форм антикоррупционного просвещения школьников (ролевые, правовые игры, дискуссионные формы, дебаты, проектные технологии, практикумы, суды над коррупцией, создание буклетов, коллажей, конкурсы плакатов, рисунков, сочинений, анкетирование, акции и другие мероприятия).
10. Встреча с работниками прокуратуры, суда, ОВД «Меры борьбы с коррупцией».
11. Организация выставки литературы антикоррупционной тематики в библиотеке школы.
Начальное образование – через реализацию программ, направленных на формирование нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности.
Термины «коррупция» и «антикоррупция» в начальной школе не применяются
Средние и старшие классы общеобразовательной школы включаются в систему антикоррупционного образования через общеобразовательные предметы, участие в школьном самоуправлении, в социально-значимом проектировании, гражданских акциях и т.д.